Официальный сайт Добровольского сельского поселения Волгодонского района Ростовской области
Написать письмо Поиск по сайтуКарта сайтаГлавная страница Главная arrow Информация для граждан arrow 21.11.2016 «Квалификация преступлений коррупционной направленности»
Электронная приемная граждан Ростовской области

Голосования

Как Вы оцениваете работу администрации поселения?
 

Важные телефоны

ЕДДС

ЕДДС
112


Скорая помощь

Скорая
помощь
02



Администрация поселения
277039

Фотогалерея

Погода

21.11.2016 «Квалификация преступлений коррупционной направленности» Версия для печати

21.11.2016  «Квалификация преступлений коррупционной направленности»

Квалификация преступления - установление соответствия данного конкретного деяния признакам того или иного состава преступления, предусмотренного уголовным законом. Правильная квалификация преступления является гарантией осуществления правосудия в строгом соответствии с законом.

Самостоятельную проблему квалификации представляет уголовно-правовая оценка деяний коррупционной направленности. Данные преступления нарушают нормальную деятельность властных и управленческих структур, подрывают их престиж и тем самым угрожают национальной безопасности государства. Кроме того, совершение преступлений коррупционной направленности часто принимает устойчивые формы (совершаются в составе организованных групп, преступных сообществ) и сочетается с другими тяжкими и особо тяжкими преступлениями, как то: хищениями имущества, легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и др.

Российское законодательство не содержит понятия «коррупционное преступление», поэтому возможно только оперировать понятиями «коррупция», «преступления коррупционной направленности». Перечень таких преступлений также не является однозначным. С одной стороны, он определен Генеральной прокуратурой РФ, Следственным комитетом РФ и МВД России, с другой - количество коррупционных деяний в актах данных ведомств неодинаково (46 и 43 соответственно). Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 9 июля 2013 г. N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» отнес к коррупционным деяниям в основном преступления, связанные со взяточничеством и коммерческим подкупом, - ст. ст. 290, 291, 291.1, 159, 160, 204, 292, 304 УК РФ.

Некоторые спорные аспекты квалификации преступлений коррупционной направленности.

С момента принятия Уголовного кодекса РФ 1996 г. законодательные формулы обозначенных выше составов преступлений неоднократно изменялись, криминализации подверглись новые составы преступлений, внесены редакционные изменения и дополнения в содержание санкций, регламентирующих ответственность за преступления коррупционной направленности. Естественно, в процессе правоприменения стали возникать определенные трудности, связанные с квалификацией обозначенной категории преступлений, вызванные в ряде случаев как неопределенностью правовых норм, так и многообразием конкретных причин и условий, при которых совершались те или иные преступления. В связи с этим следует отметить роль Верховного Суда РФ, который в пределах своих полномочий дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Определенные трудности в правоприменительной практике возникают в связи с точным установлением предмета преступления, содержание которого образуют деньги, ценные бумаги и иное имущество или выгоды имущественного характера. Проблема заключается в том, что предмет получения взятки может подразумевать как движимое, так и недвижимое имущество. Особую сложность в плане установления и доказывания вызывают так называемые выгоды имущественного характера, связанные с безвозмездным оказанием услуг, подлежащих оплате, например при строительстве дачи, занижением стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшением арендных платежей и др.

Как показывает правоприменительная практика, определенные трудности возникают и при разграничении таких составов преступлений, как взяточничество и мошенничество. Возникающие такого рода проблемы разграничения обозначенных составов способствовали тому, что Пленум ВС РФ в Постановлении № 24 разъяснил ряд проблем разграничения взяточничества и мошенничества (п. 24). Критерием такого разграничения Пленум считает наличие либо, напротив, отсутствие у лица возможности совершения с использованием служебных полномочий или с использованием служебного положения действий (бездействия), за которые оно получило взятку. Если такими служебными возможностями должностное лицо располагает, то, как следует из абз. 1 п. 24 Постановления № 24, принятие ценностей следует квалифицировать как получение взятки (а не как мошенничество) даже в случае, когда это лицо в действительности не намеревалось совершать обещанные взяткодателю действия (бездействие).

 

Заместитель прокурора

Волгодонского района

советник юстиции                                                                                  М.А. Иванов

 

 
< Пред.   След. >
Наверх страницы Написать письмо Поиск по сайтуКарта сайтаГлавная страница
Все права на публикуемые материалы, принадлежат владельцу данного ресурса и охраняются в соответствии с законодательством РФ,
в том числе, Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах".
При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на сайт обязательна.